Командующим сибирской линией И. И. Шпрингером при участии командира Колывано-Кузнецкой линии И. А. Деколонга был разработан и частично реализован проект проведения линии от Усть-Каменогорской крепости через Верх-Алейское поселение на Чарыш, через Слюдянку и Ануй до Николаевского форпоста Староколыванской лиши, а оттуда на Бийск [27, л. 6].
Проектируя линию, Деколонг предлагал использовать типовые проекты укрепления границы Российской империи второй половины XVIII в., которые сводились к созданию непрерывной цепи земляных укреплений. Одним из мотивов строительства подобного рода укреплений на Алтае было отсутствие строительного леса в горной и степной местности. С учетом этого Деколонг задал северное направление линии. Она начиналась от Усть-Каменогорской крепости, шла через Верх-Убинку, далее на Верх-Алейское, Тигирек, Чарыш, Бащелак, Камышенку, Солоновку и Каменку, затем через Берксальский маяк на Верх-Кату некую крепость, расположенную на левом берегу Катуни напротив устья Иши, затем через Ишу на Сростские и Усятские урочища, через Бию на Новиковский форпост. На проектируемой линии было запланировано строительство 25 новых укреплений: 6 форпостов, 2 редутов, 10 защит и 7 маяков [28, л. 75]. После тщательных тактико-стратегических корректировок линия была отодвинута от старой черты примерно на 40-100 верст к югу [29, л. 37].
Важным критерием в организации линейной обороны являлось наличие главных дорог, ведущих от границы внутрь страны, широких судоходных рек, способных стать средством доставки продовольствия и вооружения, а также местом переправы личного состава войск [30, с. 33-34]. Поэтому особой заботой коменданта Колывано-Кузнецкой линии Деколонга была разработка программы создания дорожно-трактовой системы и провиантских магазинов [28, л. 54].
< Предыдущая | Следующая > |
---|