По этническому признаку количественно и качественно преобладают устные источники о депортации немцев. Объяснятся это в определенной степени тем, что в наши дни из всех спецпереселенцев и депортантов в алтайской деревне остались жить преимущественно потомки немецкого населения. Представители других народов представлены единично, и устная информация о них идет, как правило, из «уст» представителей русского населения, которое являлось коренными жителями деревни. В устных рассказах о жизни в деревне немецких депортантов пересекаются две стороны — сами немцы и алтайские крестьяне. В силу двусторонности устного диалога они более полноценны.
Анализ комплекса полевых материалов позволяет предположить, что важнейшими факторами симпатий и антипатий в «сожительстве» насильно смешанных народов являлись сходство/различие трудовых традиций, хозяйственной деятельности и близость/чужеродность этнических культур. Эта гипотеза подтверждается стратегическим поведением немцев, большинство которых остались жить на Алтае, и калмыков, которые почти полностью выехали с Алтая. Парадокс ситуации заключается в том, что при переселении на Алтай общественный климат, созданный государством, был менее благоприятен именно для немцев. 8 августа 1941 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, который говорил о наличии шпионов и диверсантов среди немецкого населения; немецкое население обвинялось в сокрытии врагов советской власти и советского народа. Во избежание нежелательных последствий государство признавало необходимым переселить все немецкое население, проживающее в Республике немцев Поволжья, в другие районы [14]. Депортация проводилась в предельно сжатые сроки с началом отправки 3 сентября 1941 г. и окончанием операции по переселению 438 280 немцев Поволжья к 21 сентября 1941 г. [15, с. 18].
< Предыдущая | Следующая > |
---|