«Я бы сто очков фору дал, чтобы у нас был Брежнев сейчас. Брежнев Леонид Ильич. Были другие времена. Бардака такого не было, как сейчас, чтобы в институт поступить, деньги не платили. Был порядок.
И уценки были, и талоны, правда, были. Но люди как-то жили лучше» (Зональный район, 2002 г.). В данном случае устный историк предоставляет возможность порассуждать об осознанности, неосознанности или неполной осознанности как признаков ментальности. Информант в данном случае неосознанно показывает такую черту советской ментальности, как «инфантильность» и «потребительское» отношение, сформированные государством, полную зависимость от государства, доверие к нему и упование на него. Эти черты ментальности отражали и модель социального поведения в советское время. Устные источники являются необходимым материалом по изучению советского образа жизни, поведения, установок и отношения к миру. В этом смысле устные источники, отражая способы восприятия происходящего, манеру чувствовать и мыслить, помогают раскрыть то, о чем изучаемая эпоха вовсе не хотела и не собиралась сообщать потомкам через письменные источники. Устные свидетельства являются невольными посланиями, не отфильтрованными и не процензуренными в умах тех, кто рассказывает и рассуждает. Как определил А. Ф. Гуревич, «в них эпоха как бы помимо своей собственной воли „проговаривается" о самой себе, о своих секретах. В этой особенности метальности заключена огромная ее познавательная ценность. На этом уровне удается расслышать такое, о чем нельзя узнать на уровне сознательных высказываний» [24, с. 115].
< Предыдущая | Следующая > |
---|