Эта точка зрения нашла отражение во взглядах Гегеля на историю и общественные структуры Востока, оказавших огромное воздействие на развитие социальной философии XIX в.
Присущий Гегелю монистический (хотя и идеалистический) взгляд на всемирную историю, имманентно включающую Восток, который в его концепции рассматривался не как аморфное, нерас- члененное целое, а как одна из фаз развития абсолютной идеи, духовности. Им была предпринята попытка вскрыть источники внутренней противоречивости этих фаз и тем самым определить способность к саморазвитию различных восточных обществ, а также с помощью анализа философско-теологических систем и искусства показать особенности таких социальных структур и институтов, как семья, право и государство.
Исследуя востоковедческую концепцию Гегеля, профессор философии Сорбоннского университета М. Юлен пишет: «Сама оригинальность подхода Гегеля выдвинула перед ним весьма сложную задачу: используя в роли путеводной нити эволюцию религиозных форм, постичь непрерывность исторического процесса развития от древнего Востока до наших дней». Этот исторический процесс Гегель видит в возрастании степени свободы духа народа, высвобождении его из природы как мере постижения им самого себя, обретении состояния «свободной субъективности». «Лекции по философии религии Гегеля, — пишет А. Гулыга, — содержат грандиозную для своего времени попытку осмыслить историю религиозных верований как единый, закономерный процесс... В ходе развития религии образ бога все больше очеловечивается, бог приближается к человеку. Этот процесс идет рука об руку с углублением сознания свободы, что составляет, по Гегелю, содержание всемирной истории».
< Предыдущая | Следующая > |
---|