В афро-азиатских и многих латиноамериканских развивающихся странах социализация ребенка в первые годы его жизни осуществляется, как правило, традиционными методами и традиционными институтами.
В деревнях ответственность за воспитание подрастающего поколения по традиции несет вся община. В раннем возрасте (до 3—4 лет) ребенок находится в тесном общении с матерью (в африканской полигамной семье главная ответственность ложится на его истинную мать), он постоянно следует за нею, удобно устроившись у нее на спине (в Африке) или на бедре (в Азии). Со временем в его воспитание включаются дедушки и бабушки, старшие братья и сестры, дяди и тети и другие родственники. Как и в любом обществе, детей приобщают 9 путем мелких поручений и игровых ситуаций к определенным формам трудовой деятельности, учат быть послушными и уважать старших, знать культуру и мораль своего народа, соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Уважение к старшим, или, шире, возрастная соподчиненность, является важной чертой образа жизни и процесса социализации. Ее значимость закрепляется в сохраняющихся ныне возрастных группах, на которых зиждется традиционная система образования, и в специальных речевых оборотах, которыми пользуются в обращении к представителям различных социально- возрастных групп, и в особых приставках к имени индивида в зависимости от его возраста и социального положения. Один из нигерийских ученых, в частности, отметил, что «манера обращения играет существенную роль в выражении почтительности. Приветствие в Африке—сложный ритуал: по-разному обращаются к родственникам, старшим, сверстникам, старейшинам и так далее; существует особая форма приветственного обращения для утреннего, дневного и вечернего времени.
< Предыдущая | Следующая > |
---|