Sunday, Sep 23rd

Последнее обновление12:09:07 PM GMT

Конфликт или диалог?

Случайная закономерность

От того, как мы воспринимаем незнакомого человека, зависит многое, порой даже исход встречи. Как правило, мы делим собеседников на «своих» и «чужих». Если в «чужом» мы видим врага, то готовы с ним «воевать». Если «чужой» воспринимается как «другой», отличный от нас, то возможен диалог.

Взрослый человек, имея сложившуюся систему ценностей, делает свой выбор между конфликтом и диалогом самостоятельно и осознанно. Молодежь и юношество, чаще всего, под чьим-то влиянием. Экстремистские клубы, сайты организуются и оплачиваются взрослыми людьми. Человек не рождается с потребностью убивать, к агрессии его склоняют либо среда воспитания, либо чьи-то сторонние интересы. Как помочь противостоять такому влиянию? Что способствует негативному восприятию молодежью «чужих», какие социальные установки и стереотипы лежат в его основе? Эти вопросы не могут не тревожить, даже учитывая то, что наш провинциальный городок, к счастью, не отмечен особым проявлением молодежного экстремизма. Но ведь проблема немотивированной агрессии молодых людей есть, сколько из них «случайно» попадают в тюрьму.

Поэтому так важны исследования, проведенные Сергеем Андрияновым, посвященные проблемам социокультурного взаимодействия в рамках анализа образов «своих» и «чужих» в восприятии молодежи.

«Чужой» не значит «враг»

— На основе анкетирования студентов РИИ первого, второго и третьего курсов, — рассказывает Сергей Андриянов, — были выявлены характеристики образа «чужих» по четырем критериям: социальному, национальному, религиозному и культурному. Образ «чужого» респонденты распределили примерно в равном процентном соотношении по всем четырем признакам. Причем «чужой» по социальным характеристикам — это человек низкого социального статуса (бомж), представители среднего и высшего класса в гораздо меньшей степени соотнесены с образом «другого». Преобладающие эмоции, которые проявляют опрошенные к «чужим»,—равнодушие и недоверие. В большей степени недоверие вызывает человек, воспринимающийся «чужим» по национальному, религиозному и социальному признакам, в меньшей степени — человек другой культуры. Поэтому опрошенные готовы принять в качестве соседа, сокурсника, друга с большей долей вероятности «чужого» по культурной принадлежности. Опрос показал, что в отношении к «чужим» нет выраженной агрессии, неприязни, но есть недоверие. Почти четверть опрошенных студентов отметили необходимость уважения и готовность к взаимодействию.

В целом результаты исследования можно считать позитивными. Высокий процент толерантности частично объясняется тем, что все респонденты являются студентами, но вузовская молодёжь лишь часть рубцовской. Поэтому снимать проблему со счетов рано, ее нужно решать, искать причины.

— Молодежная немотивированная агрессия, — говорит Марина Красиль- никова, — подкрепляется сегодня визуальным рядом, который мы находим в компьютерных играх, телевизионных передачах. Стирается грань между реальностью и виртуальным миром. Насилие легко переносится в реальность. Готовность и способность к диалогу с «другим» есть основание для снятия агрессии. Эту готовность нужно формировать в раннем возрасте.

Наша культура

Логическим продолжением изучения проблематики «свой-чужой» стал анализ значения курса «Основы православной культуры» для формирования способностей младших школьников к культурному диалогу. За основу был взят экспериментальный курс «ОПК», преподаваемый в гимназии № 3.

Проведенное анкетирование школьников, изучающих курс «ОПК», показало, что дети не отличаются жестким делением на «своих» и «чужих». К «своим» они относят родственников и друзей, все остальные — это «чужие», без разделения по признакам.

Учитывая, что курс не является обязательным, для его посещения требуется согласие родителей и ребенка. Интересна статистика отказов от изучения курса: принадлежность к другой (не православной) культуре или национальности не становятся причиной отказа. Представители разных национальностей (таджики, армяне, узбеки) считают, что их ребенку не повредит знание той религии, которая является основной в стране, где они живут, а также будет полезно нравственное воспитание. Отказы пишут представители русской национальности. В 2008-2009 учебном году на 347 учащихся, изучающих курс, приходилось 11 отказов, в 2009-2010 году из 407 учащихся не отказался никто, в 2010-2011 году на 307 учащихся пришлось три отказа.

В целом исследования показали, что изучение в школе курса «Основы православной культуры» способствует формированию духовной и культурной идентичности. Человек, понимающий, к какой культуре он принадлежит, ценит и культуру другую. Приобщение к ценностям национальной культуры дает возможность приобщиться к ценностям общечеловеческим. Это и есть основание для диалога и взаимопонимания, а также, по мнению автора исследований, мощным фактором предотвращения молодежной агрессии.

Елена ЛИРИНА. Вечерний Рубцовск.

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс