В условиях революции и гражданской войны беззаветная преданность революционной идее, готовность к немедленному самопожертвованию, решительность, максимализм, храбрость оказывались в конкретных ситуациях стократ важнее, чем опыт, знания, рассудительность. И удивительно ли, что «комиссары в пыльных шлемах» порой оказывались, по нашим сегодняшним возрастным меркам, совсем еще юными. Но нельзя забывать и другого. Сначала они воевали, командовали, устанавливали новую власть. А потом все-таки шли на рабфаки и в академии, чтоб добрать те знания, без которых в жизни все равно никак не обойтись.
Определенные периоды истории вызывают такую перестановку жизненных этапов у юности. И, разумеется, в социальных и военных бурях созревание людей происходит горазда^ быстрее, чем в мирные эпохи. Можно ли укорять тех, кто растит детей в спокойный период истории, что закалка происходит медленнее, осторожнее, что избирают щадящий режим роста, не создают искусственных трудностей. У известного советского психолога Б. Г. Ананьева есть такое определение: «Жизненный путь человека -это история и формирование личности в определенном "обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения».
Это объективная закономерность формирования личности, с которой любой воспитатель не может не считаться, которую не может не учитывать, обращаясь в процессе воспитания к т^м или иным примерам. Но если искусственные трудности — одна крайность, то тепличные условия — другая.
< Предыдущая | Следующая > |
---|