Эти черты проявились у старожилов с 1865 г., когда Кабинет, переориентировавшись с доходов от горнозаводской промышленности, приходящий в упадок, на земельно-арендные статьи, открыл территорию округа для крестьян других регионов России. Новые мигранты столкнулись с тем, что старожилы считали себя собственниками земель. Как показали устноисторические источники, у сельского населения Алтая до наших дней сохранилась традиция деления сельчан на выходцев из семей старожилов и переселенцев.
Для документированных интервью старожилов характерна схематичность описания прошлого. Вследствие отдаленности событий во времени их рассказы отражают глубинные пласты истории, своеобразно преломившиеся в памяти нескольких поколений. Интервью с потомками старожилов показывают, что, в отличие от семейных историй первопоселенцев-переселенцев, они говорят об основании старожильческих сел слов односельчан или старейших членов семьи, на основе пересказа толкований, слухов, преданий. В данном случае исследователь сталкивается с проблемой передачи памяти о прошлом от одного поколения к другому. Но отражение прошлого в их коллективной памяти даже при отсутствии в их рассказах конкретно-исторический событийных деталей и подробностей достаточно достоверно и носит интуитивный характер. Джоан Сангтер говорит о такой особенности устных исторических источников: «Если мы собираемся выбрать в качестве „предмета исследования саму память", нам следует очень осторожно подходить к тексту интервью, принимая во внимание то, кто говорит, какова его личная и социальная программа и какого рода события она описывает» [17, с. 62].
< Предыдущая | Следующая > |
---|