В этом плане переселенческие истории более научно этнографичны и являются важнейшим источником по этнической истории и этнокультуре деревенского мира. Устные семейные истории жителей из горных поселков Гремишка и Громотушка, например, показывают, что их образовали переселенцы с Украины, из Белоруссии, Мордовии: «В Сибири ссылка была.
А в России все земли были барские. Тут какие были [переселенцы] — письма писали. А потом родственники и знакомые приезжали. Тут свободно было. Паши, сей сколь хотишь, сколько сил у тебя хватит. Приехали в Куяган, уже заиметь [земли] негде было [старожилы заняли все земли]. Вот Громотушку с Украины заселяли, с Белоруссии, а в Гремишку одна мордва приехала, а потом Гремишка смешанная была, мордвы наполовину».
Рассказчики отражают реальность, когда переселенцы, не принятые старожильческим сельским обществом, в данном случае куяганским, заняли земли, менее удобные для проживания и хозяйствования: на малых речушках1, ручьях, ключах, в расщелинах расступившихся гор. Описанное рассказчиком село Гремишка, насчитывавшее около 35 домов, располагалось «в обширном ущелье. Сюда — горы, лес, сюда — самоток и горы. Долина вышла. Лощина обширная».
< Предыдущая | Следующая > |
---|