В заключение анализа устных исторических источников, созданных путем интервьюирования, и подводя итоги влияния этнокультурных факторов на социальное развитие деревни, можно отметить их значительную и противоречивую роль.
С одной стороны, как показали устные свидетельства, этнокультурные традиции нивелировали остроту взаимоотношений этносоциальных групп через семейный и коллективный труд, с другой стороны, сами способствовали социальной дифференциации и даже общественной поляризации крестьянского мира. Особенно ярко это противоречие проявлялось в общинном принципе наделения крестьян землей не по едокам, а по мужским душам, что нарушало уравнительные тенденции общины и вело в конечном счете к выделению группы безземельных и малоземельных семей. Именно из них формировалась среда батраков, преимущественно женщин, зарабатывающих на жизнь работой в зажиточных семьях. Усугубляли социальную дифференциацию переселения. Они вносили определенную эмоциональную напряженность в крестьянское общество; личные обиды усилили накал страстей в период последующего раскулачивания. Вызревали чувства обделенности, несправедливости, желание мести. На такую психологию части алтайского крестьянства благодатно легла государственная политика создания образа врага в лице кулаков в период коллективизации и раскулачивания 1930-х гг. А в 1920-е гг., как показали устные свидетельства очевидцев, государственная власть не вмешивалась в мирские порядки и контролировала только дела, сопряженные с государственными интересами.
< Предыдущая | Следующая > |
---|