Наряду с респондентами, представляющими пострадавшую сторону, негативные оценки дают и те, через чьи судьбы прошли экономические сдвиги, закончившиеся переориентацией хозяйственной направленности с экономической самостоятельностью единоличника к зависимости колхозника, а также духовный геноцид, завершившийся разрушением церкви.
Они видели в коммунарах людей, желающих поживиться за чужой счет. В их представлениях, коммунары - это «голытьба», позарившаяся на «кулацкое добро». Н. И. Лебедева из Смоленского района вспоминала: «Всю голытьбу согнали в коммуну „Роза Люксембург", и они мародерством занимались. Они весь скот поели, молоко. Пили и работать не хотят. Позарились на кулацкое добро и работать не хотят. И разобрали по себе». Такую же интерпретацию дает М. 3. Сузинцева (1919 г. р.) из Смоленского района: «Все кулацкое разграбили. В 8 км от села, ближе к Точильному, была образована коммуна. Согнали все кулацкое добро, даже курей, уток. Через 1-2 года эту коммуну разогнали».
< Предыдущая | Следующая > |
---|