В отличие от этнокультурной разницы, которая в современной алтайской деревне прослеживается в общении до сих пор, грань между старожилами и переселенцами как имущественными группами была более подвижной и прозрачной, допускала переход из одной группы в другую, однако на первом этапе обустройства, как правило, переселенцы пополняли бедные слои деревни.
Воспоминания очевидцев показывают, что в категорию бедняков и батраков крестьянские семьи на Алтае попадали в силу многих объективных обстоятельств (о некоторых из них сказано в главе 2), что противоречит утверждениям тех современных публицистов и прочих политически ангажированных авторов, которые сводят причины формирования группы «бедных» крестьян к субъективным факторам и называют батраков «лодырями» и «бездельниками». Устноисторические оценки очевидцев прошлой жизни отличаются отсутствием категоричности и имеют форму «рассуждений», «размышлений». Е. В. Тырышкина (с. Ново-Тырышкино), отзываясь об отношениях богатых и бедных в их деревне, рассуждала:«Жили разно: богато, бедно. Родители работали на богатых: сеять — хлеба нет; они за него работали все лето. Родителей нарасхват брали. Разные были богатые. один ляжет спать и пока ноги три раза в стороны не разъехались - отдыхает [значит, дает возможность
< Предыдущая | Следующая > |
---|