Поскольку количество верующих было достаточно большим, «снизу» инициировалось появление народных православных служителей из крестьян. Контент-анализ устных исторических источников показывает, что они выделялись из местных набожных людей.
Их по-разному называли в деревнях Алтая: «читахи» (с. Михайловка, Усть-Калманский р-н), «монашки» (Верх-Ануйское, Быстроистокский р-н), «читалки», так как главным их назначением становилось чтение молитв и церковных книг, чаще всего в витальных обрядах (рождение, крещение, похороны), которые сохранялись в крестьянской среде, несмотря на запреты и преследования. Если в церкви священником был только мужчина, то служителями становились как мужчины (в материалах интервью - «старичок», «дед»), так и женщины («бабушка», «старенькая»). В зафиксированных преданиях отмечается, что к ним негласно предъявлялся ряд требований: возраст - как правило, пожилой; знание молитв и обрядов, наличие церковных книг или атрибутов соборных служб ит.д. А.Ф. Абрамович вспоминает: «Бабушка Даниловна, она еще живая была. Мы специально ездили за ней.
< Предыдущая | Следующая > |
---|