Надо отметить, что такие основания были: для административно-управленческого персонала колхозов — правления во главе с председателем - государство стало постепенно формировать систему льгот (увеличивающиеся административные расходы позже будут являться одним из аргументов в пользу объединения колхозов в 1950-е гг.). Так, для административных работников была выработана система оплаты, принципиально отличавшаяся от принятой для остальных категорий колхозников и служившая своеобразной социальной гарантией.
В частности, в зависимости от размера годового дохода колхоза председателям ежемесячно начислялась денежная доплата, 70% которой выплачивалась «авансом», остальное — в конце года. Вне зависимости от сезона и времени года, с учетом посевной площади колхоза и поголовья скота председателю начислялись дополнительные трудодни. В результате количество трудодней председателя в любом случае превосходило число рабочих дней в году и могло значительно превышать 1000. Начислялись дополнительные трудодни и при перевыполнении колхозом планов, а при недовыполнении — списывались. Остальные члены правления (в соответствии с рангом) получали фиксированный процент от итоговой доплаты председателя и начисленных трудодней. Такой подход стимулировал деятельность руководителей колхозов в пользу государства, а не того сообщества, которое его выбрало, так как его материальное положение мало зависело от объемов производимой аграрной продукции и возможности пополнения фонда оплаты труда, как это было у рядовых колхозников. Да и полномочия председателя, несмотря на его формальное подчинение общему собранию колхозников, почти не были ограничены правами трудового коллектива, тем более, что колхозники не имели профсоюзных организаций, в отличие от рабочих, например, лесхозов или совхозов, что делало их более зависимыми от правления.
< Предыдущая | Следующая > |
---|