Параллельно с традиционной православно-земледельческой системой народных праздников в досуговой среде алтайской деревни появились ростки новой светской культуры. В государственном календаре Российской империи прочное место занимали ежегодное празднование коронации и дней рождения правящего монарха, празднование юбилеев династии Романовых (в 1913 г. состоялось масштабное празднование 300-летия дома Романовых), дней рождения членов правящей династии, юбилейных дат, посвещенных победам России (в 1912 г. в России помпезно отмечалось 100-летие победы над Наполеоном) и т. д.
Но у крестьян, в отличие от состоятельных горожан, они не стали общенародными и ограничивались церковными службами, тогда как во время праздников православного и народного календаря были традиционными массовые гуляния. Вместе с тем именно в начале XX в., при сохранении господства религиозных праздников, сформировалась тенденция трансформации традиционных праздников, обусловленная новыми социально-экономическими условиями и усилением влияния городских форм культуры. Проявилось это, с одной стороны, в увеличении количества зрелищных и развлекательно-игровых элементов в традиционных праздниках, с другой — в усилении значения официальной стороны праздников, контролируемой как государством, так и церковью. После революций 1917 г. с установлением советской власти имперская составляющая была сразу же выведена их праздничной системы, взамен вводилась советская официальная праздничная система.
< Предыдущая | Следующая > |
---|