Введение женских голосов тыловой деревни корректирует общие и устоявшиеся представления о войнах, о героизме, о целом поколении «человека воюющего». Как заметила Шерна Глюк, «отказавшись молчать, женщины создают новую историю, основанную на их собственном опыте и голосе. Мы бросаем вызов традиционной концепции истории, тому, что исторически важно, и мы утверждаем, что наше бытие — это история.
Используя устную традицию, старую, как человеческая память, мы перестраиваем прошлое» [22, с. 27]. Через изучение женских судеб в тыловой деревне можно увидеть то, «что не входит в рамки лубочных образов», понять, где в публикациях на военную тему сталкиваешься «с явной мифологизацией, где — с умолчанием, где — с вытеснением, ведь все это связано с теми страхами, которые до сих пор испытывают многие рассказчики» [23, с. 12]. Или, как определил П. Томпсон, «устная история бросает вызов общепризнанным историческим мифам, авторитарности суждений, заложенных в научной традиции. Они способствуют радикальному преобразованию социального смысла истории» [24, с. 34].
< Предыдущая | Следующая > |
---|