Респонденты, путая время, названия, сущность партийных кампаний по реорганизации деревни, совершенно точно определяют, что генеральной линией стало укупнение населенных пунктов и последующее сокращение их численности: «Село [Зеленый Клин] стало исчезать, потому что не стало работы. Потому что угнали скот в Солоновку, убрали школу, магазин
. Стали укрупнять в 1963 г., а в 1968-1969 гг. начался массовый отъезд. Мы увезли свой дом в 1970 г. Работы в последнее время не было, все работали на свекле. У кого дети подрастали — уезжали: детей надо было растить». Тем самым крестьяне выделяют логическую нить, на которую нанизывалась вся партийно-государственная политика: создание крупного производственного сектора в деревне и трансформацию крестьянской деревни в поселки городского типа и ликвидация малодворных сел.
В характере, структурировании и построении рассказов о гибели родных сел прослеживается традиция устного народного творчества. В них есть добрые и злые силы, есть завязка и развязка, есть определенный ритм повествования. Все рассказы начинаются одинаково: «жили — не тужили». Концовки также похожи: «разъехались кто куда... жалко... плакали». Такая одинаковость отражала объективность толкований реализации аграрной политики и одновременно традицию устного рассказа. Эта традиция отражается прежде всего в эмоциональности устных источников.
< Предыдущая | Следующая > |
---|