Помимо чисто академического интереса политологические исследования освободившихся стран выполняли определенный социальный заказ государственных органов и военно-политических ведомств, причем тон в использовании политической науки в неоколониалистских целях задавали Соединенные Штаты Америки.
Позиция США в отношении освободившихся стран в целом н проблем их социально-экономического и политического развития в частности достаточно ясно была сформулирована Комитетом экономического развития: «Более быстрый экономический рост и возрастающие доходы не обязательно сделают их нашими друзьями и союзниками или обеспечат мир и стабильность в менее развитых странах. Наоборот, подлинный прогресс влечет разрыв с прошлым и тем самым может вызвать весьма дестабилизирующие политические и социальные изменения. Но глубокие изменения уже происходят в менее развитом мире независимо от действий США. Долговременная политическая программа предоставления помощи молодым государствам сопряжена с риском: акселерация процесса модернизации и облегчение усилий, направленных на ее достижение, лишь увеличат неприятности развитых стран в регионах с низким доходом».
Из подобных оценок можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, «быстрый экономический рост» и «подлинный прогресс» в освободившихся странах противоречат интересам американского империализма и других развитых капиталистических государств. Во-вторых, сохранение социально-экономического и политического статус-кво в «регионах с низким доходом», предоставление экономической помощи с наименьшими финансовыми затратами и закрепление экономической зависимости и проамериканской политической ориентации молодых афро-азиатских государств наименьшим «рассчитанным риском» — все это прежде всего отвечало интересам США.
< Предыдущая | Следующая > |
---|