Противоречивость социальной природы мелкой буржуазии преломляется в широком спектре разнородных ценностей религиозной идеологии — от реакционно-консервативных идей светских и духовных традиционалистов до стихийно-революционных антиэксплуататорских и антиимпериалистических настроений крестьянства и полупролетарских слоев города и деревни.
Идеологический вектор в этой среде также формируется под действием целого ряда факторов, а его прогрессивность во многом зависит от сплоченности революционной демократии, зрелости ее политических организаций, характера взаимодействия с компартией своей страны, степени ее влияния в массах, близости к мировому социалистическому содружеству.
Нельзя, наконец, не учитывать и факторы глобального порядка, так или иначе способствующие оживлению религии, например в форме «гальванизации» традиций. Они не могут быть ограничены спецификой отдельных социально-классовых, политических, страновых и региональных тем. Дело в том, что в наше время грандиозных революционных преобразований и социальных перемен, убыстрения ритма жизни традиция вследствие низкого культурного уровня, духовной отсталости масс воспринимается как элемент социокультурной стабильности, обеспечивающий связь времен и поколений, сохраняющий самобытность народов и этносов. В этих условиях, естественно, традиции мировых религий берут на себя эти функции, являясь, по словам К. Маркса, самосознанием и самочувствованием человека, «который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял».
< Предыдущая | Следующая > |
---|