Широко известно, что такие видные американские культур антропологи, как А. Кребер и К. Клакхон, привели в своей книге 150 различных определений культуры. Но задолго до выхода в свет их работы Д. Оллпорт ссылался на 50 дефиниций личности, утверждая, что существуют по меньшей мере 7500 подходов к рассмотрению взаимосвязей между культурой и личностью.
Можно насчитать немало попыток как-то систематизировать обилие идей в этой области, соотнести их с известными школами, дисциплинами, методологическими течениями, метаподходами. Например, М. Зингер, систематизируя концепции культуры и личности, выделил три основные проблемные области: 1) связь культуры с природой человека; 2) моделирование типичной личности и 3) изучение индивидуальных личностей. Другой исследователь, Д. Прайс-Уильямс, разделил все теории личности на две большие группы: «индивидуалистские», в которых индивид как бы задает особенности культуры, и «культурологические», в которых культура «программирует» личность5. Некоторые вводят «дисциплинарный» критерий, выделяя концепции антропологические, социологические, психологические и т. д. Другие строят методологическую ось классификации, различая эволюционистский, функционалист- ский, бихевиористский, психоаналитический и другие аспекты. Ниже мы остановимся на тех культур антропологических и социологических концепциях, которые получили наибольшее распространение в текущем столетии.
< Предыдущая | Следующая > |
---|