Сравнивая взгляды на личность индусов и китайцев, Педерсен отмечает, что индийский подход не делает резких разграничений между индивидами и другими живыми существами, в то время как китайский — рассматривает человека как высшую форму экзистенции. Не случайно межличностные отношения китайцев регулируются «практической этикой», а индусы, по его словам, подчиняются дисциплине духовно-религиозного характера.
В-четвертых, индийский идеал личности предполагает отнюдь не спартанское воспитание детей, а наоборот, терпимость, нетребовательность к их личной ответственности, искусственное затягивание инфантильности. Культивации подобных отношений и качеств способствует структурно-функциональная организация большой индийской семьи. Социальные отношения в такой семье диффузно распределяются между родителями, тетками, дядьями, бабушками, дедушками и т. д. Каждая стадия социализации ребенка подключает его к новой системе зависимых отношений и не дает тем самым обрести -личную самостоятельность, свободу, перейти в состояние социальной зрелости. Сохранение кастовой социальной организации также накладывает строгие ограничения на свободу действий индивида, консервируя его личностную конформность.
< Предыдущая | Следующая > |
---|