Разумеется, процесс секуляризации общественной жизни набирает силу в последние десятилетия и в мусульманских странах, подрывая роль традиционных исламских институтов в социализации индивида.
Этот процесс особенно заметен в странах Африки, для которых ислам не является автохтонным элементом культуры,а был привнесен извне. Английский исламовед Д. С. Три- мингхэм отмечает, что «ислам теряет свои былые ценности и престиж». Для нового человека, даже для молодежи мусульманских общин, он начинает ассоциироваться с ограниченностью и отсталостью. В неарабо- язычной Африке именно так рассматривается система традиционного исламского образования. И хотя эта система продолжает сосуществовать со светской школой, она постепенно теряет социальную почву. Во многих странах Магриба и Ближнего Востока заметно сокращается количество религиозных школ для изучения Корана. Этот же процесс характерен и для школ, готовящих знатоков шариата — мусульманского права.
Говоря о сокращении сферы религиозного, в данном случае исламского, воздействия на человека, следует помнить о всей сложности и противоречивости протекания этого процесса в конкретных социально-экономических, политических и культурных условиях развивающихся стран. Живучесть религии и ее большие возможности адаптироваться к новым объективным условиям и социально-психологическим потребностям, особенности политической борьбы и многое другое вызывают к жизни попятное движение, приводят к оживлению религии, к ретрадиционализации жизни отдельных социальных групп и даже целых национальных обществ.
< Предыдущая | Следующая > |
---|