По своей форме (сообща) и по формальным признакам (богатый стол в складчину) советская праздничная система в ходе модернизации наследовала общинно-религиозную форму храмовых или съезжих (престольных) праздников. Для них также были характерны «веселия», «гулянки», приезд из окрестных деревень людей, их общение. Так же как и в традиционной системе праздников, многие из них длились несколько дней, обязательным оставалось и особое гостеприимство, стол с богатым угощением. Так же как и в престольных праздниках, кульминацией считалась коллективная трапеза. Можно провести аналогии и по такой важной составляющей, как использование алкогольных напитков.
И в доколхозной, и в колхозной деревне частью подготовки к празднику являлась варка «пива» (медовухи, самогона) с расчетом на всю деревню (в престольные праздники) или на несколько семей в колхозное время. Но если в доколхозной деревне это было открытое, даже почетное действо, почетная обязанность мужчин, то в колхозное время старались этого не афишировать, однако все знали об этом и делали вид, что не видят. А после войны, когда мужчин стало мало, подготовка горячительных компонентов застолья перешла к женщинам, которые научились и «пиво варить», и «самогонку гнать», и «медовуху готовить». А затем ходили друг к другу в гости, в некоторых местах собирались компаниями, а при колхозных праздниках — всей деревней: «кто сделает самогонку, созывает в гости, сядут за стол, по рюмочке выпьют и песни поют. Пели и пели. Веселей было жить раньше, а сейчас все дорого...» (Е. И. Матысина).
< Предыдущая | Следующая > |
---|