От похода к походу сын узнавал, что природа живая, ее нужно знать, любить, беречь. Как-то в середине пути мы все остановились, пораженные грустной картиной: два дерева с облезшей корой стояли у самой просеки, Видимо, когда-то это были могучие сосны, но бездумный турист ковырнул кору ножичком и открыл ворота инфекции—с тех пор и стали деревья сохнуть. Обрубленные, голые ветви будто с отчаянием взывали к милосердию. Сын долго помнил эту картину.
Чрезвычайно полезными были и краеведческие знания, которые давали походы. Каждый уголок Подмосковья не только красив, но связан с важными событиями, богат легендами и сказаниями, историческими и архитектурными памятниками. Благодаря походам родной край становился лучше знаком. День на природе — ощущение здоровья и бодрости, радости бытия, возможность приоткрыть дверцу в историю... Все это создает совершенно, особое состояние — будто вся красота мира переселилась в твою душу. Мне кажется, с этого Начинается романтическое, поэтичное восприятие жизни. Сегодня мы часто скептически посмеиваемся: ну какие, мол, романтики в наш прагматичный век! Романтик — человек не от мира сего. Не ошибаемся ли мы, отрицая романтическое восприятие мира? В наш сугубо практический век потребность в нем стала очень острой, потому что человеческая душа сложна и не может удовлетворяться лишь материальным. А дети — все романтики и поэты. Прекрасно писал об этом В. А. Сухомлинский, умевший в каждом своем воспитаннике пробудить фантазию, научить видеть кругом красоту. Ни в коем случае не следует подавлять в детях романтическое начало, противопоставляя ему узкий прагматизм; это приводит к обеднению, оскудению человеческойдуши. Романтическое восприятие природы, мира, самого человека вполне сочетается с самыми деловыми качествами.
< Предыдущая | Следующая > |
---|