Стремление к честному бизнесу в предпринимательских кругах было столь очевидным, что имитировалось даже в играх детей, весьма далеких по своему социальному происхождению от «новой» буржуазии. Доктор исторических наук А. П. Марков, детские годы которого прошли в Сибири, вспоминал, что игра «в торговлю» была чрезвычайно популярна в годы нэпа. Причем «владельцы лавки», входя в роль, коренным образом преображались, «становясь вежливыми, предупредительными, избегали грубых слов. Говорили «будьте добры», «пожалуйста» и другие слова, которые в обычных условиях употреблялись еще крайне редко. При этом вежливое обращение, как и честная торговля, — подчеркивал А. П. Марков, - были обязательны» (62, с. 72].
В отличие от политических руководителей и советских государственных чиновников, твердо уверенных, что «нэпману и кулаку скоро придет конец», сами предприниматели питали иллюзии возможности сохранения длительного и даже постоянного альянса с большевистской властью. С одной стороны, без подобных установок им весьма сложно было бы строить свою деятельность, поскольку тогда она не имела бы никакой перспективы, и сделанные накопления нельзя было передать по наследству. С другой стороны, само государство, то заигрывавшее с частными предпринимателями и заявлявшее о готовности сотрудничать с ними, то зажимавшее частную инициативу в тесные налоговые и кредитные тиски, давало поводы для таких иллюзий. Помимо этого, люди, занятые в сфере бизнеса, в большинстве своем были твердо уверены в настоятельной необходимости своей деятельности именно для государства и не представляли себе иного общественного строя, кроме того, который бы ориентировался на рыночные отношения.
< Предыдущая | Следующая > |
---|