Таким образом, обменные трудовые операции («ты мне молотишь, я с тобой расплачусь полученным хлебом») в определенной степени носили взаимовыгодный характер, что не соответствует определению «эксплуатация труда односельчан», характерному для советской историографии. Устные свидетельства показывают, что в 1920-е гг. богатых и бедных объединял труд.
Вместе с тем и сформировавшуюся в последнее время в современной научной литературе тенденцию к крайнему преувеличению значения патернализма в крестьянском патриархальном обществе и его положительная оценка, даже идеализация (как симбиоза богатых и бедных) также нельзя назвать научно корректной. Как показывают устные источники, взаимоотношения в ходе трудового обмена не всегда носили эквивалентный характер, часто зависели от личных качеств той и другой стороны, от индивидуальных взаимоотношений и т. д.. Хотя и отрицать, что работа на себя и на другого часто носила взаимодополняющий и взаимовыгодный характер, нельзя, трудовые обмены были выгодны как зажиточным, так и беднейшим семьям, в том числе и по причине половозрастного разделения труда. В алтайской деревенской семье процветало чисто крестьянское отношение к труду — как к средству жизни семейного и сельского коллектива.
< Предыдущая | Следующая > |
---|