Устноисторическое изучение колхозной деревни с упором на 1940-е гг. показывает, что происходит с памятью во времени, и дает источниковый материал для решения сформулированных Фришем вопросов: что происходит с жизненным опытом отдельного человека, когда этот опыт становится историей? Что происходит с жизненным опытом отдельного человека, кода этот опыт становится памятью? Что происходит в отношениях межу памятью и теми историческими обобщениями, которые делает историческая наука, по мере того как эпоха, с которой связан напряженный коллективный опыт, уходит в прошлое? Для решения этих вопросов необходим «широкий спектр отдельных человеческих жизней» в тяжелую пору советского колхозного строя (1940-1950-е гг.).
Устные исторические источники показывают воздействие колхозной модели экономического и социального устройства, войны, депортации народов на жизнь людей, их поведение, их понимание того, что происходило и происходит с ними и вокруг них. Вспоминания-интервью дают материал о способности российского общества, находящегося под угрозой (война), к самосохранению, показывают отношение людей к государственным и общественным институтам, когда военная разруха требовала принять либо отвергнуть новые советские (колхозные) ценности, содержат в открытой или завуалированной форме информацию о том, почему рассказчикам так трудно критически подойти к своему прошлому.
< Предыдущая | Следующая > |
---|