Кроме влияния на рефлексию о колхозной жизни возрастных отличий важно учитывать и тендерный фактор. В воспоминаниях о жизни в колхозах выпукло проявляются «мужской» и «женский» дискурсы как определенный культурный императив. Именно в корпусе устных исторических источников историк сталкивается с таким устойчивым бытовым понятием, как «женская логика».
На бытовом уровне это означает ее отличие от мужской, а на уровне устной традиции проявляется совершенно в другом — в структуре устных текстов-рассказов и их содержании. Лингвисты М. В. Китайгородская и Н. Н. Розанова характеризуют женскую речь как повышенно эмоциональную, так как основным в рассказах женщин «является не столько изложение внешней, объективной канвы событий, сколько сосредоточенность на раскрытии своих переживаний, эмоций и т. д. Эмоциональность проявляется также в обилии контактоустанавливающих речевых сигналов... Т. е. все повествование строится таким образом, что А. [женщина-рассказчица] активно стремится вовлечь собеседницу в сферу своих эмоциональных переживаний...» Женские истории показывают, что для них в их прошлой биографии важны не столько сами события, биографические достижения, сколько будни жизни, их трудности, их преодоление, т. е. сама жизненная стратегия.
< Предыдущая | Следующая > |
---|