Устные свидетельства показывают, что методы преобразований 1960-х гг. в период ликвидации неперспективных сел продолжили традиции 1930-х гг. — инициирование преобразований государственной властью сверху, без согласования с общественностью и без учета опыта, настроения и мнений крестьянского мира.
Жители ликвидированных сел до сих пор не осознают и не понимают причин их переселения. *Народ дружный был. Все работали и работали до часу ночи. А потом что-то перевернулось, и пошло: скот угнали, коров. Доить некого. Люди уехали». Опрос очевидцев показал, что несмотря на объявленный принцип добровольности, ликвидация сел и принятие решений об этом не зависели от желания и интересов крестьян и носили добровольно-принудительный характер. Респонденты подчеркивают, что насильственных действий власть не совершала, по мере ухудшения условий жизни после укрупнения колхозов, крестьяне сами принимали решение: «В 60-х годах село стало распадаться. Детям нужно было где-то учиться, школ не было, а им далеко было ходить в Новоалейку. Сами стали разъезжаться»(М. Ф. Иванов). 06 этом говорит А. Ф. Карпова: «когда начали укрупнять колхозы, вот тут-то все и разъехались — кто в Шемонаиху, кто в город, кто в Новоалейку... Село наше (Кураевка] распалось по себе. Никто никого не принуждал... молодежь стала разъезжаться в более перспективные села, кто в города. И все село разъехалось» (А. Ф. Карпова).
< Предыдущая | Следующая > |
---|