Отголоски этих представлений нередко встречаются в неоэволюционистских моделях социальной структуры.
Так, профессор социологии Г. Е. Ленски, рассматривая глобальные изменения социальной структуры человечества, происшедшие в ходе общественного развития, пишет: «На протяжении всей истории такие препятствия, как горы, пустыни и океаны, значительно замедляли распространение технологических открытий. С другой стороны, экология какой-то зоны предотвращала использование новой технологии ее потенциальными реципиентами — большинство народов экваториальной Африки, например, было не знакомо с плугом в доколониальный период. География расселения примитивных общностей в современном мире, их концентрация в пустынях, в зоне влажных лесов и в арктических широтах также не является случайностью истории, не отражает она и каких-то курьезов распространения в мире ценностей».
Гораздо более значимым для формирования идейно- философской основы современных буржуазных социологических и этнологических конструкций оказался европоцентризм, получивший сильнейший социально-политический импульс со времени колониальных захватов. Европоцентристские представления, проходя сквозь призму философского идеализма, трансформировались, выступая в форме противопоставления духовных, нередко религиозных, ценностей Запада и Востока, причем последнему приписывалось неразвитое, еще не полностью отделенное от природы, не обретшее «свободной субъективности» и внутренней динамичности состояние духа, обусловившее и характер восточных религиозно-философских идей, и особенности государственных структур и положение индивида в обществе.
< Предыдущая | Следующая > |
---|