В отличие от Конта и Вебера Леви-Строс не соотносит эти типы мышления по степени их «позитивности», научности или рациональности; у него они являются разными модусами научного мышления, образуют «стратегические уровни» научного освоения природы.
Здесь уместно привести мнение видного западного специалиста по структурализму Ш. Парэна, который, комментируя взгляды Леви-Строса, отмечал: «Мышление «природного человека» атакует физический мир со стороны его конкретности, прирученное мышление подходит к нему со стороны его абстрактного начала. Преимуществом природного мышления является его стремление к всеобщности. Оно стремится постичь мир разом как синхронную и диахронную целостность; именно поэтому ему присущ вневременной характер. Этим оно отличается от прирученного мышления, в виде одного из аспектов которого выступает историческое познание».
И хотя оба типа обществ — с «природным» и «прирученным» мышлением — возникли независимо друг от друга и привели к становлению различных, но равноценных вариантов «позитивного» знания, однако симпатии Леви-Строса на стороне первого. Оно, как он считал, организовано на основе конкретных связей между индивидами, личностных отношений, обладает более высокой и неподдельной моралью и гуманизмом. В отличие от «общества современного человека» оно умело строило свои отношения с природой, обеспечивая скромный уровень жизни, но вместе с тем и экологическую гармонию.
Социальный контроль и политическое управление этом обществе основываются на неукоснительном соблюдении принципа консенсуса — единодушного согласия — в решении всех вопросов. Аборигены, «учеником и свидетелем» которых не без кокетства называл себя Леви-Строс, выработали род мудрости, главной ценностью которой было сопротивление любым изменениям существующей структуры. «Одним словом,—утверждал он, — эти общества можно назвать «холодными», потому что они живут почти на нуле исторической температуры и отличаются ограниченностью своих ресурсов и механическим способом функционирования от «горячих обществ», появившихся в разных частях земного шара в результате неолитической революции. Последние постоянно манипулируют различиями между кастами и классами с целью извлечения из этих различий энергии для (исторического) развития».
< Предыдущая | Следующая > |
---|