Мистический характер восточного знания, восточной мудрости, по Веберу, имеет два важных социальных следствия. Во-первых, порождает представление о том, что постижение гносиса доступно далеко не всем, а лишь избранным, обладающим особым качеством, или «харизмой».
Во-вторых, мистическое знание некоммуникабельно, а поэтому его постижение носит сугубо индивидуальный, асоциальный и аполитический характер. Переживаемые в мистическом опыте условия святости в рациональной интерпретации приобретают форму противопоставления спокойствия и неугомонности. Первое отождествляется с богом и представляет собой подлинную и вечную ценность, второе иллюзорно, прихо- дяще, не имеет ценности.
Не было никакого пути, который бы вел к рациональным, «внутримировым», земным моделям жизненного поведения. Этот антирациональный мир универсальной магии, пронизывающий все сферы жизни, существенным образом влиял и на каждодневную экономическую деятельность. Рациональная этика и методология практики не могли вырасти «в этом саду, где каждый клочок земли был монополизирован неувядающим цветком магии».
< Предыдущая | Следующая > |
---|