Многие западные авторы подчас с различных методологических позиций трактовали причины и механизмы возникновения религии, ее связь с другими социальными институтами, ее роль в жизни общества и отдельного индивида.
Однако, несмотря на различия точек зрения, и культурантропологи прошлого, и современные представители буржуазной социологии разделяют мнение о том, что религия является неотъемлемым и важным элементом культуры и, будучи таковым, выполняет многообразные и значимые социальные функции. Последний тезис нашел, пожалуй, наиболее последовательное воплощение в функционалистском направлении культурной антропологии, у истоков которого стояли, как известно, английские исследователи Б. Малиновский и А. Р. Рэдклифф-Браун.
В систематическом виде Малиновский изложил свои взгляды на религию в работе «Магия, наука и религия», вышедшей в 1925 г.
По его мнению, религия выполняет несколько наиболее важных социальных функций. Во-первых, это «объяснительная» функция, т. е. формулирование ответов, касающихся самой сути существования, природы мира и человека. Во-вторых, религия выполняет функцию «легитимизации». Она стремится освещать, поддерживать своими санкциями все основные институты, ценности, цели, которые в данном обществе рассматриваются как правильные, необходимые для формирования поведения индивида, для поддержания социального порядка и преемственности. Эти санкции касаются вопросов власти, собственности, семьи, секса, а также разного рода табу. В-третьих, религия, как утверждал Малиновский, выполняет широкий набор функций социального объединения, интегрирования. Религиозные ритуалы «противодействуют центробежным силам страха, тревоги, деморализации и обеспечивают наиболее мощные средства реинтеграции пошатнувшейся групповой солидарности и восстановления морального климата».
< Предыдущая | Следующая > |
---|