Среди перечисленных авторов практически нет таких, которые бы целиком и полностью следовали веберовской методологии и логике исследования, безоговорочно соглашались с его главными выводами о влиянии восточных религий на социально-экономическое развитие. Вместе с тем нет и таких, которые бы оставались равнодушными к веберовскому теоретическому наследию и не пытались заново переосмыслить и оценить его главные тезисы в соответствии с новой эмпирической информацией и современными проблемами развития афро-азиатских обществ.
В русле разбираемого направления буржуазной социологии восточных религий условно можно выделить три подхода. Во-первых, ряд авторов стремятся подкрепить новыми фактами и рассуждениями главный вывод Вебера об иррационализме восточных религий и их враждебности духу капитализма и экономическому прогрессу в целом. Разумеется, они не всегда соглашаются со многими частными положениями Вебера, но в целом следуют его методологическим принципам и оценкам. Этот подход, кстати сказать, и по количеству разделяющих его авторов, и по, степени интеллектуального влияния является преобладающим.
< Предыдущая | Следующая > |
---|