«Человек другого мира» в культурной антропологии
Проблема личности в условиях неевропейских культур обретала права гражданства по мере расширения этнографического материала, собранного в ходе полевых исследований. Этнографические отчеты, как правило, включали описание церемоний и обрядов, которыми сопровождаются такие фазы жизненного цикла индивида, как рождение, присвоение имени, инициация, бракосочетание и тому подобное, включая смерть и погребение. Однако такие описания, во-первых, служили лишь иллюстрациями особенностей какого-то этноса и, во-вторых, в первые десятилетия XX в. редко становились основой теоретических обобщений в духе современной буржуазной социологии личности.
Считается, что одним из первых западных культур-антропологов, сделавшим «индивида из другого мира» объектом не только полевого изучения, но и специального теоретического анализа, была Маргарет Мид — сотрудница Американского музея естественной истории. В середине 20-х годов, изучая быт и культуру коренного населения архипелага Самоа, она подробно описала процесс социализации нескольких девочек-самоанок. Результатом, исследования явилась выпущенная в свет в 1927 г. книга «Взросление на Самоа», в которой сфера воспитания и социализации детей трактовалась как исключительно важная для понимания поведения индивида в условиях определенной культуры.
< Предыдущая | Следующая > |
---|