При этом ролевая специализация индивида, во-первых, все менее зависит от его естественных характеристик (пол, возраст, физические данные и т. д.) и, во- вторых, значительно увеличивает возможности индивида приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям существования.
«Плюрализм ролей, — пишет Т. Парсонс, — включенность одного и того же индивида в различные коллективы людей — это черта, присущая всем обществам. В целом увеличение плюрализма ролей — характерная особенность процессов дифференциации, ведущих к появлению общественных структур современного типа. ...Современное общество вызывает к жизни дифференциацию статусов индивида... наделяя нынешние системы стратификации не расплывчатой, а рельефно выделенной структурой». Идеи ролевой дифференциации как источника прогрессивного развития общества и личности занимают заметное место в концепциях модернизации буржуазного социолога Д. Лер- нера — специалиста по Ближнему Востоку, экономиста Э. Хагена, политологов Л. Пая и Д. Эптера.
Марксистские исследователи давно и убедительно показали формализм функционализма в целом и абстрактность его трактовки социальных ролей и статусов в частности. Ни в одном существующем обществе нет и не может быть внеисторически и внеклассово заданной системы социальных статусов. Социальные статусы рабочего, учителя, врача или киноактера, если не сводить содержание этого понятия к сугубо профессиональным навыкам, различны в капиталистическом и социалистическом обществах. Например, для любого капиталистического общества характерен тот факт, что два индивида одной и той же профессии и одинаковых навыков будут обладать разными статусами, если один из них— белый, а другой — с темным цветом кожи.
< Предыдущая | Следующая > |
---|