"Признавая зависимость, производность социальных ролей от характера общественных, прежде всего производственных, отношений, марксистская социология отметает культурныирелятивизм функционалистов и психологизм бихевиористов в трактовке этой проблемы. Зависимость эта рассматривается социологами-марксистами с позиций диалектического и исторического материализма.
Так, И. С. Кон отмечает наличие в исторической ретроспективе как тенденции адаптации личности к существующей системе ценностей, так и тенденции возможного неприятия этой системы. «Сама противоречивость" общественных отношений и множественность референтных групп, — пишет он, — делает «отклоняющееся поведение» (отклоняющееся от норм и требований данной социальной группы) объективно неизбежным. Без него немыслимо развитие, появление чего-либо нового в общественной жизни»5. Этот емкий по мысли тезис служит методологическим ключом к пониманию тех многочисленных фактов в истории и современности, когда представители имущих классов и элитарных социальных групп порывают с интересами и ценностями своего класса, «социальной страты» и становятся выразителями интересов передовых, революционно-политических движений. Подобные ситуации часто возникают и в «послеколониальном обществе». Попытки же применить постулаты социологического функционализма для анализа конкретных явлений и процессов на уровне общества и личности в развивающихся странах оказались тщетными и в практическом и в методологическом отношении.
< Предыдущая | Следующая > |
---|