Но в рыночных условиях взаимоотношения в сельской общине приобретали и новые формы. В воспоминаниях живых очевидцев содержится информация о переплетении традиций и новаций в сельском обществе. В частности, во многих интервью содержатся жизненные примеры, свидетельствующие об определенной разумности выстраивания отношений между экономически состоятельными (обеспеченными землей) сельчанами и обнищавшей (безземельной) частью деревни на основе патернализма, заложенного в патриархально-семейных и социальных отношениях, своеобразной заботе сильных о слабых, когда слабые (безземельные), стоящие на низших ступенях социальной лестницы, находили защиту у лиц с более высоким статусом.
При этом, как показывают устные истории, покровительство устанавливалось в обмен на оказание трудовых услуг. Патернализм затушевывает отношения господства и подчинения и в целом нивелирует понятие эксплуатации, которое является ключевым в советском варианте исторического анализа общественных отношений в деревне. М. И. Шипулина из с. Алтайское рассказывала: «У отца было три брата, у одного один ребенок — сын, у другого два — сыновья, а у нас четыре — дочери. И тем-то всем приходится земля, а у нас один дед с землей, маму как многодетную и ту не вводили в этот список». Отец Марии Ивановны, чтобы прокормить семью, постоянно уходил на заработки, а своих дочерей «привозил (на подработки), и мы все делали, и снопы вязали... А потом у нас старшая сестра замуж вышла: надоело ей мужиком быть — телеги мазать...».
< Предыдущая | Следующая > |
---|