Методы устной истории выявляют повторяющиеся формы человеческих взаимодействий как результат многофакторности развития: с одной стороны — государственной политики, идеологии, с другой стороны — ментальности, мировоззрения рядовых участников, их отношения к преобразованиям. Анализ нормативных актов показывает устремления государства, декларируемые методы и пути преобразований.
Устные источники содержат их толкование в народной среде, отражают реалии, которые отличались от заявленных государством способов. Объективность народной интерпретации подтверждают массовость и однотипность оценок сельчан в разных регионах Алтайского края. Народные интерпретации государственной политики в алтайской деревне в 1950-1960-е гг. расходятся в деталях, повторяясь в общем. Для устноисторической практики ценность представляют как субъективные оценки (детали), так и типичные характеристики (общее). Первые представляют большой интерес для специалистов разных исторических направлений (гендерная история, историческая психология, история ментальности), а также представителей других гуманитарных и социальных наук (этнографов, лингвистов, культурологов, этнопсихологов, этнопедагогов и т. д.). Выявление общего традиционно является целью исследователей многих исторических и социальных наук, таких как политология, история, социология, теология и др. в силу востребованности их результатов практиками, современными политиками.
Послевоенные преобразования алтайской деревни начались с укрупнения колхозов в 1950-е гг. — слияния мелких колхозов в крупные через концентрацию производственной базы на центральных усадьбах. Для государства на первом этапе причинами переустройства алтайской деревни стали поиски средств укрепления экономики разрушенных войной колхозов (концентрация малосильного производства в колхозном секторе за счет объединения нескольких хозяйств в одно), решение кадровой проблемы (низкая профессиональная подготовка управленцев), эффективное внедрение новой техники и т. д. [9].
< Предыдущая | Следующая > |
---|