Во второй половине 1910-х гг. революционные брожения проникли и в далекую Чулышманскую долину.
Всякое
Основной формой средней школы была гимназия
Положение устанавливало новую систему руководства начальным образованием: народные школы изымались из ведения директоров гимназий и передавались в ведение уездных и губернских училищных советов [9, с. 273].
В полномочия конторы входило управление производственным процессом и всеми людьми
Штат Колывано-Воскресенской горнозаводской администрации насчитывал 10 чел. и состоял из главного приказчика, надзирателей за рудниками, заготовкой угля, производством (они тоже назывались приказчиками, или «управителями»), целовальников и подьячих.
Для нового подхода западных социологов к проблеме «восточные религии — развитие»
Известный американский экономист А. Хиршман называет заблуждением бытовавшее на Западе несколько десятилетий мнение, что прогресс развивающихся стран может быть обеспечен путем приложения к ним известных программ капиталистической модернизации.
В общем, чудес напридумывали горы
Собрав необходимые справки о своих трех ранениях (о четвертом так и не удалось разыскать, но достаточно было и трех), я сдал их в штаб батальона для оформления документов на демобилизацию.
В ожидании желанного дня время тянулось долго, но в душе уже были и надежды, и радость.
Эти автомобильные и танковые «эшелоны»
Снова пошли дожди, снова все раскисло, и на Мукден мы продвигались довольно трудно не оттого, что японцы усилили сопротивление, а оттого, что маньчжурские дожди и грязь были ничуть не легче украинских - все раскисло, даже такие танки, как Т-34, чувствовали себя неуютно.
Были моменты, когда мы вынуждены были двигаться по железной дороге, по шпалам. Такого путешествия даже мы, бывалые солдаты, еще никогда не совершали.
Вот и весь мой экипаж
Собирались недолго, как и водится. У татарина Авхата Салахова, водителя, броневичок всегда на ходу. Иван Слободенюк, украинец, тот как ванька-встанька, в любую минуту готов, всегда с прибаутками и, как всегда, все необходимое было при нем; таджик Махмут, маленький ростом автоматчик, собирался обычно бесхлопотно; Миша
Искаков, казах, неторопливый, плотный крепыш, тоже небольшого роста, обязательно спокойно спрашивал:
Это произошло там же, в Венгрии
Это и есть мобилизация всех психических и моральных сил в себе на борьбу за выживание. А есть ли им предел? Конечно, есть. И здесь, на фронте, не все выдерживали. Ведь бывает так, что некоторые гнутся при постоянном и длительном напряжении всех своих сил, пока не сломаются. Бывает. Тогда уже таким ничто и никто не поможет - ни попытка переубедить, внушить, ни угрозы наказания или даже расправы.
Мы рассматривали его медали, значки и документы
Из всех стран, которые нам удалось пройти в войну, самой бедной мне показалась Румыния, побогаче была Венгрия, еще богаче - Австрия и Чехословакия.
Помню, как-то в небольшом городке Бузэу мы зашли в один из домов, чтобы «на ходу» перекусить - вся кухня была с нами, в бронетранспортере, да плюс «бабушкин аттестат» - то, что предложат жители или сами найдем. Объяснили хозяйке, что нам требуется, она поняла и охотно начала нам помогать.
Освобождал я свое - родное, советское
До реки было недалеко, и мы решили не тревожить машину. К реке подошли примерно в полночь. Двое с Михаилом ушли искать лодки, а мы остались на берегу у какого-то причального сооружения. Ночь была полутемной: небо кусками забросано тучами, луна, мелькая меж ними, бросала мигающие блики на реку. Вода на свету серебрилась, выдавая мелкую рябь - дул слабый прохладный ветерок.
Дивизия уже долго стояла в обороне и должна была наступать
Мы все выскочили, но не успели забежать за угол, как с противоположного угла вывалила кучка немцев, приглушенно разговаривая. Раздумывать было некогда. Ударили из автоматов и ринулись им навстречу. Ни один не ушел живым, а мы, естественно, остались без «языка».
Дальше нам пришлось еще тяжелее. Откуда-то впереди взвились ракеты. Справа чистое поле - туда нельзя.
Наши беды начались с того, что мы потеряли свой главный ориентир
Никогда не забуду свой первый выход на задание. Включили меня в состав группы из семи человек. Вел группу старший сержант. Маршрут заранее просмотрели по карте, запомнили основные ориентиры - железнодорожный разъезд, дорогу в лесу, дом лесника. На задание вышли, как только стемнело. А спустя полчаса полил дождь, не сильный, но, по всему чувствовалось, надолго, у такого дождя какой-то особенный шум - не громкий, ровный, унылый. Что дождь и шум - это неплохо, но тяжело. Тяжело идти, кругом грязь, вода, все мокро.
Снаряды рвались уже далеко впереди
Через полчаса организованно мы двинулись за командирами, потом рассыпались в цепь 1 началось наступление. Куда и зачем, вряд ли кто из рядовых знал, направление и противник - немцы - впереди. Поначалу мы продвигались успешно, прошли большую балку, поднялись на пригорок, вот здесь-то немцы и встретили нас огнем из пулеметов, минометов и артиллерии. Разом вспомнилось, как нас учили в училище преодолевать обстреливаемое пространство: короткими перебежками, зигзагами - вперед. Расчет тащил «максим», я бежал за ними. Через некоторое время мы остановились.
Я СОЛДАТ
Быстро, в слезах и прощаниях, недолгих и нетрудных сборах немудреных пожитков, прошли три назначенных на сборы дня.
Наступило 21 января 1943 года - новая страница в моей жизни: я прощался с дорогим мне детством, с короткой и небогатой юностью, со своими мечтами и планами. Я шел в неведомое, непредсказуемое, тяжелое будущее, навстречу своей судьбе.
Выступали в местном клубе со своей программой
Моим особым увлечением в те годы была физкультура, но не столько школьная, сколько самодеятельные физические занятия. В те времена не развитые физически юноши относились к разряду второсортных; среди молодежи, можно сказать, господствовал культ физической красоты, физического совершенства.
А разве забудешь теплый летний дождь?!
Весной, как только показывались первые проталины, начинались другие игры: чижик, лапта, догонялки. Бывало, и земля еще не совсем прогрелась, и ветерок холодный поддувал, а мы все уже босиком, без рубашек носились по полянам, и смотришь д к середине мая уже все загорели. Звонкий крик и смех ребятишек весь день стояли за селом, извещая о том, что наступила весна.
Домик стоял неподалеку от пруда по названию Букпа
Так вот о матери. Ей, ее повседневным заботам мы были обязаны нашей сравнительно сытой жизнью. По крайней мере, каша с молоком и свежеотварной картофель на столе были почти всегда.
Последние годы она доживала нелегко: стала плохо видеть, особенно левым глазом. Попытались сделать операцию, совсем ослепла (врачи сказали: годы, не выдержала). Похоронил я ее в Алма-Ате, где последнее время она жила у внучки.
Я пробыл у него три дня
А вот в 1993 году он настойчиво звал меня к себе, и, видимо, не напрасно. Я вместе с женой Линой съездил к нему. Он был прикован к постели, плохо ходил и плохо соображал - памяти никакой уже не было.
«Разрушили» или «раскурочили» деревню
В этих отрывках устное повествование отличается примитивностью с точки зрения грамматического строя, содержит много избыточных выражений и отклонений от темы, эмоционально. Но именно эти «излишества» показывают эмоциональные переживания рассказчиков, указывают на характер их участия в описываемой истории и на то, как излагаемые события воздействуют на них.
Вопрос образования для детей становился решающим в оттоке населения
«Сельские голоса» утверждают, что на практике местные партийные и хозяйственные органы использовали не только методы разъяснения, но и открытого давления, тем, что создавали условия для вынужденной миграции населения — лишали население работы (переводили фермы, технический парк на центральные усадьбы или в села, отнесенные в разряд перспективных населенных пунктов), закрывали школы, здравпункты, клубы. А. Камаринская из с. Черемное (Павловский район) объяснила: *Стало исчезать (Зеленый Клин), потому что не стало работы.
Советские политические и социально-экономические эксперименты
Таким образом, устный исторический источник является важной базой по изучению социальной истории советского общества. Относительно 1930-1950-х гг. как переходного периода от доколхозной к советской деревне (1960-1980-е гг.), времени интенсивной социалистической модернизации, можно сказать, что социальная структура сельского общества представляла собой сложное, динамичное явление.
Модернизация их мировоззрения не только освободила их от идеализации вождей народа
В целом в оценках Хрущева, Брежнева и других поздних советских лидеров советской страны закрепилась тенденция политизации потестарного мировоззрения крестьян. Они преодолели в своем сознании барьер «святости», «непогрешимости» верховной власти.
Наш опыт устноисторических исследователей позволяет утверждать
Большинство респондентов рассказывает о своей частной, никому, кроме них самих, не известной и не интересной жизни, имеющей историческое значение лишь как частица общего процесса, а не в своих индивидуальных проявлениях. Другие же, напротив, были главными действующими лицами (председатели колхозов и совхозов, главы районных органов власти и т. д.), и их субъективные воспоминания, таким образом, имеют общественный интерес, что вполне осознают они сами. В целом этот спектр частного и публичного опыта прошлого совпадает с положением человека в социокультурной структуре сельского общества, так как, по мнению М. Фриша, «речь идет о носителях власти, рядовых гражданах, пострадавших от советской власти, кого она подняла из нищеты» и т. д.
Война подорвала такой принцип традиционной крестьянской трудовой этики
Во всех приведенных интервью респонденты еще не освоили трансформацию производственной лексики: «тракторист» — «трактористка», «бригадир» — «бригадирша». Это может свидетельствовать о том, что они переступили определенный психологический барьер, отделявший их от старых представлений традиционного крестьянского общества о месте женщины, и шагнули к новым социалистическим представлениям о женщине как о равноправном участнике общественно-трудовой жизни.
Одна из особенностей проявлялась в отражении отдаленного исторического явления
Хоть корки была, хлеб стряпали. Ну, от голода все пойдет. Можно поесть. От голода, я бы не сказала, никто не умер» (М. Е. Йорк, Мирный).
Именно экстремальность условий, униженность, страх за себя и детей способствовали формированию особенностей устного повествования этнических депортантов.
Устные свидетельства колхозников показывают, что в основе динамичности оценок колхозной жизни лежит
В устной истории советской колхозной эпопеи одним из сложных вопросов, встающих перед историками-практиками, является попытка понять, каким образом и по каким причинам бывшие колхозники интерпретируют свой опыт, объясняют явления прошлой жизни, делают обобщения целой эпохи. Необходимо обращать внимание и на то, какие слова они подбирают для интерпретации, какие исторические понятия используют, применяют ли агитпроповские фразы для того, чтобы дать свою оценку исторического прошлого, представить свой взгляд на прошлый жизненный индивидуальный и коллективный опыт. Для историка важно осмыслить меняющееся соотношение самих воспоминаний и обобщений, рефлексии, суждений об историческом прошлом и конкретных данных.
Еще статьи...
- Многие крестьяне бросали свое хозяйство и под угрозой репрессий уходило на лесозаготовки
- С советской модернизацией было связано формирование сети новых сельских населенных пунктов
- Большая переоценка произошла в вопросах веры и безверия
- Рассказы показывают, что свидетели поругания православных святынь втайне ожидали возмездия
- Сталинская конституция
- Положительную роль в судьбах коммунарских поселков сыграли ссылки и депортации иноэтнических групп
- Способность крестьянского мира к решению проблем собственными силами
- Отталкиваясь от реконструкции частных ситуаций
- Масштабы агрессии свидетельствуют не о силе, а о слабости нападающего
- Меры «по очищению руководящих кадров... от лиц, не внушающих политического доверия»
Страница 3 из 81